?

Log in

No account? Create an account
Некролог Манитасу де Плата - Flamenco Guitarists Community [entries|archive|friends|userinfo]
Flamenco Guitarists Community

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Некролог Манитасу де Плата [Jan. 19th, 2015|08:01 pm]
Flamenco Guitarists Community

flameco_guitar

[volk]
5 ноября 2014 года, в ночь на шестое, умер Manitas de Plata, старейший гитарист фламенко, человек с биографией.
А в 1921 году родился Рикардо Бальярдо (Манитас де Плата). Это знаменательное событие случилось в южном французском городе Сет, где в том же 1921 году родился другой музыкант, оказавший на меня большее влияние — шансонье Жорж Брассанс (Брассенс). Но если Брассанс родился в добропорядочной семье атеиста и католички, то Манитас де Плата — непосредственно в автомобильном фургоне — вполне по-цыгански с поправкой на новые времена. Потом он четыре раза обогнет с гастролями Земной шар.

В 1977 году в Москву приехал третьеразрядный гитарист Педро Солер, игравший… то ли за Данию, то ли за Францию (все плохие гитаристы бегут из Испании). Я как маленький мальчик, первый месяц игравший на гитаре, скромно прослушал концерт из зала. А вот мой будущий приятель восьмидесятых гитарист Владимир Семенов прошел за кулисы и спросил артиста, что он знает о Манитасе де Плата. «Во Франции его имя давно превратилось в легенду» — как по-писанному ответил дон Педро.

В 2006 году был выпущен на DVD французский 52-минутный фильм о Манитас де Плата «La Legende». Есть русские титры. Но я не смотрел, и вообще забегаю вперед.

В 1986 я полюбил канте хондо. Это случилось благодаря постоянному певцу Манитаса — Хосе Рейесу. До этого «глубокое пение» ни от кого не проняло до глубины души. В том же году я перевел на русский (даже дважды) их румбу «A tu vera» и до сих пор раз в несколько лет пою. Поскольку Хосе Рейес поет на диалекте французских цыган, именуемом «житан», то даже учительница испанского языка почти ничего на слух не поняла, сославшись на их «деревенское произношение». И я перевел — в смысле вольно сочинил что-то подражательное по звучанию и более цивилизованное по содержанию.

Примерно в то же самое время я списал себе очередную пластинку Манитаса, которая называлась «Чествование» (Hommages, 1973). В том альбоме каждая композиция Манитаса была посвящением кому-то из французских знаменитостей (типа Бриджит Бордо), и только одна вещь с катящимися на слушателя долгими тремоляндо — посвящением собственной матери.
А со знаменитостями Манитас был знаком лично. Тогда обнаружился изумительный видеофрагмент, где Сальвадор Дали, Манитас де Плата и Х. Рейес устраивают перфоманс: цыгане исполняют песню, под которую Дали рисует лошадку. И клип с Бриджит доступен.

Разговаривая в восьмидесятые с гитаристом Августом-Васильевым, услышал от него верную характеристику Манитаса де Плата, дескать, тот выдерживает компас и цельность композиции только в своем булериасе, а в остальных произведениях ведет себя, как сластена в кондитерском магазине — то оттуда утащит кусочек, то оттуда возьмет пирожок. Техника-то хорошая!

Однако в мире в то время происходили совсем другие события. В 1987 году весь мир услышал песню Bamboleo в исполнении семерых цыганских музыкантов, объединившихся под названием Gipsy Kings. Куплет этой песни представляет собой обработку колумбийской народной песни «Старая лошадь», аранжированную как кубинский сон. А вот припев... такого в народных песнях не было. Моя версия, что он произошел от прозвища Bambo Baliardo, брата Манитаса. Группа по сию пору состоит из одного цыганского рода — детей певца Хосе Рейеса и братьев Бальярдо, приходящихся Рейесам двоюродными братьями и племянниками Манитасу де Плата. Похоже, Манитас и научил играть на гитаре своего сына лидер-гитариста Gipsy Kings Тонино Бальярдо. А вместе Gipsy Kings собрались еще в 1970 году в городе Арле,  на юге Франции, и назывались тогда Los Reyes. Так что компания была сыгранная — практически в нескольких поколениях.

В конце 90-х я обнаружил в сети фотографии седого, с огромной шевелюрой (можно сказать гривой) Манитаса де Плата, из-за которой я заподозрил в нем рожденного под знаком Льва (что и подтвердила впоследствии Википедия). Еще живого. Однако до сих пор информацию о нем приходится разыскивать, потому что в энциклопедиях фламенкистов типа flamenco-word есть только свои — испанцы.

***

Услышав, как он играет в Арле в 1964 году, Пабло Пикассо воскликнул: «Этот человек имеет большую ценность, чем я!».
Но открыл широкой публике его не он, а Сальвадор Дали, который однажды в очередной раз пересекал Атлантический океан на круизном лайнере «Франция» и узнал от стюарда-испанца, что на пароходе находится цыган-гитарист, путешествующий третьим классом. Пришлось немного надавить на капитана, чтобы тот дал разрешение на приватную встречу пассажира третьего класса с пассажирами первого. Гитарист должен был прийти в каюту Дали и сыграть для него. В итоге он играл для мэтра три часа подряд. А Дали, как только прибыл в Нью-Йорк, представил его журналистам, собравшимся в порту: «Каждый раз, когда Манитас играет, огонь зажигается».

Неожиданное внимание Дали позволило Манитасу де Плата через неделю уже выступить в Карнеги-холл, на специальном закрытом концерте в ночь с 16 на 17 декабря 1965.

А свой первый альбом де Плата записал в часовне Арле.

Спустя несколько лет пластинки с его музыкой продавались миллионными тиражами. Странное совпадение: он прожил 93 года и продал 93 млн пластинок. Для сравнения: Gipsy Kings продали 18 млн пластинок, а у них одни румбы и очень душевно поют... Что в нем находили не гитаристы, мне трудно судить. И еще со времен КСП я нормально воспринимаю одиночек на сцене.
Сейчас никто бы не стал слушать де Плата без басиста, перкуссиониста, второго гитариста... А тогда в 70-х в разгар своей славы де Плата проводил более 150 концертов в год. Он стал известен и богат. Владел Maserati, Lamborghini, Rolls-Royce и Mercedes-Benz, и его поклонниками считались Марлон Брандо, Элизабет Тейлор и Чарли Чаплин. Десять лет спустя после смерти Джанго Рейнхарда, заочно любимого Манитасом джазового гитариста-цыгана из Бельгии, наш герой согласился играть на публике. И вот что из этого вышло.

Он материально поддерживал приблизительно восемьдесят членов своей большой цыганской семьи, но, как он отметил в 2011 году в автобиографии «Музыка и женщины»: «Я всегда жил одним днем». Его племянник сказал, что его дядя умер без гроша в кармане, промотав свое состояние «в рулетку, на роскошные автомобили и красивых баб».

Как я писал в первых строках, Манитас де Плата родился в Сете в 1921 году, как и Жорж Брассанс. Оба в юности были увлечены гитарой, жили почти на одной и той же улице, часто пересекались в Сете, но действительно стали друзьями лишь в середине 1950-х годов. В 1979 году де Плата захотел принять участие в записи диска «Брассанс в джазе», но это ему не удалось из-за своего большого тура. Он думал, что совместная запись будет всего лишь отложена. Но смерть Жоржа перечеркнула план. А своего ровесника-земляка де Плата пережил на 32 года. И кто из них обманул смерть? Никто.

Но Манитас оставил десятки потомков, и как-то признался, что не может с уверенностью сказать, сколько у него детей.

В 1947 Брассанс встречает женщину по имени Йоха Хейман, эстонку по происхождению, носящую немецкое прозвище «Пюппхен» («Кукла»). Брассанс был противником брака, Пюппхен просто становится его приходящей любовницей на всю жизнь.

Манитас де Плата был женат один раз, и от этого брака имел девять детей. Внебрачных отпрысков у него оказалось еще не менее, чем столько же. Всего юридически признаны, по крайней мере, 13 детей, но их общее количество могло быть от 24 до 28. В 1975 году, отвечая на вопрос, был ли он женат, де Плата ответил: «Да, каждую ночь». На вопрос, а есть ли у него дети, рассмеялся: «Во Франции. В Испании. Везде».

Его внебрачная дочь Франсуаза помогала ему встретить смерть.

***

В прошлом году мне попалась заметка, в которой де Плата жаловался на то, что у него нет средств на сиделку. И как раз с прошлого года я стал ждать его смерти. То есть время от времени заглядывать в Википедию, не появилась ли там вторая дата. Вот и в начале ноября меня охватило беспокойство, но я дернулся слишком рано, в первых числах, а Манитас умер на следующий день после наших длинных выходных.

В конце своей жизни де Плата скромно живет в Ла-Гранд-Мотт. Его младший брат, Ипполит, умирает в 2009 году, в возрасте 80 лет. Но 8 августа 2009, Манитас по-прежнему играет с арены Эль Кордобес в Палава-ле-Фло (Франция). Далее он теряет своего сына, Манеро, который умер летом 2012.

Он появляется неожиданным гостем 31 октября 2012 года в зале Olympia в возрасте 91 года. Кажется, это — последняя его ТВ-запись.

В апреле 2013 с ним случился сердечный приступ в своем доме в Ла-Гранд-Мотт, и далее он всё время находился под наблюдением в больнице в Монпелье. 20 июля 2013 года, в возрасте 92, он обратился за помощью к одной из французских газет: «Я разорен и болен, помогите мне! Я оказался в инвалидной коляске»...

На гитаре Манитас научился играть у дяди, и уже в девять лет мог что-то уверенно на ней изобразить. В детстве он так и не научился читать и писать. А будучи взрослым заявлял, что наибольшее значение в его жизни имели музыка и женщины.

«Он хотел видеть людей счастливыми и играть на гитаре», — сказал его личный агент.

P.S. Клип, очень характерный для техники Манитаса. Там среди тремоло, расгеадао и пикадо, можно услышать и упоминаемые выше тремоляндо, которыми он как гитарист, который играл всегда один, пользовался активно, чтобы придать побольше ощущения целого оркестра.
linkReply